Сложно ли Вам бывает сказать НЕТ? Становитесь ли Вы раздражительным или агрессивным, когда надо отказать? Часто ли Вы соглашаетесь, когда,необходимо отказать?

И абсолютно неважно агрессивничаете Вы или обреченно киваете, в любом случае — эта ситуация является проблемой для огромного количества руководителей. Переживания различны — результат един.

Если мы хотим сохранить отношения с собеседником и при этом отказать, задача усложняется вдвойне. На работе мы часто оказываемся в подобных ситуациях из-за нежелания испортить отношения, т.к. планируем длительное время работать в компании и в этом коллективе.

Так есть ли выход?

  Постараюсь описать возможный алгоритм отказа с гарантированной возможностью сохранения хороших отношений с собеседником. Для удобства покажу на  примере и затем объясню алгоритм.

 Тетя Маша (уборщица): Светлана, дайте мне, пожалуйста, деньги взаймы.

Я: Тетя Маша, денег взаймы я тебе не дам (1), потому что у меня нет лишних, я уже все распланировала (2), но я понимаю как тебе сейчас сложно пока Петя не нашел работу (3) и поэтому обратись в соседний корпус к начальнику цеха, т.к. они как раз собираются окна мыть, должны хорошо заплатить.

Итак,алгоритм следующий:

1. Твердо отказать

2. Объяснить причину, не оправдываясь

3. Проявить сострадание, показать  сочувствие

4. Дать совет

Алгоритм прост и в несколько иных вариациях описывается различными авторами.

В первую очередь, продемонстрированный жесткий отказ, позволяет сразу показать крепость намерений. Последующие шаги служат для обоснования отказа, что очень важно для сохранения отношений с собеседником.

Изучение разнообразия алгоритмов отказа — один из путей развития переговорных навыков руководителя, повышающих эффективность его взаимодействия с сотрудниками разных уровней управления

Author Светлана Новикова

More posts by Светлана Новикова