Мудрость для меня во многом связана с умением вовремя и правильно задать вопрос и затем искусно выслушать. Кому-то повезло больше, он родился со способностью задавать вопросы так, что всегда получает желаемый ответ, кому-то меньше: он научается делать это, набивая многочисленные шишки в науке вопрошания; кому-то не повезло совсем: так и остался, слушающим только себя самого.

Учась задавать вопросы, я собрала немалую коллекцию практических методик вопрошания.

Цели применения различны, хотя многие из них универсальны, т.е. могут быть использованы в огромном множестве практических рабочих и жизненных ситуаций.

Методика первая:

5 почему

Часто знакома тем, кто работает в рамках организаций с действующей системой управления качеством. Однако, немногие руководители используют ее как инструмент оперативного управления.

Суть: если мы хотим разобраться в той или иной ситуации (чаще, в возможных причинах ее возникновения), мы должны последовательно задать не менее 5 вопросов почему к ней? Вот и вся методика.

Пример развлекательный

Почему мы не выполнили план продаж в этом месяце?

Потому что он был завышен.

Почему он был завышен?

Потому что мы повелись на наши желания.

Почему это стало возможным?

Потому что у нас нет утверждённого алгоритма/ методики расчёта плановых значений.

Почему у нас его нет?

Потому что мы так и не договорились как будем считать.

А почему мы так и не смогли договориться?

Потому что у нас две разные точки зрения на расчёт плановых показателей, и каждая из сторон не хочет идти на компромисс.

Вы будете абсолютно правы, если скажете, что разговор может иметь нескончаемое количество вариантов ответов. ДА. Однако, собранные вместе варианты причин от нескольких участников событий, экспертов, могут послужить основой для последующих решений и действий анализу причин.

Я люблю данную методику за то, что в результате ее применения я получаю взгляды отличные от моих, а значит, учусь видеть любую ситуацию с разных сторон.

Author Светлана Новикова

More posts by Светлана Новикова