Самые простые действия, которые может предпринять собственник бизнеса или его команда при ежегодной постановке целей и принятию решений по стратегии, это провести анализ эффективности действующей бизнес-модели.

Для меня данные действия – это вопрос управленческой культуры. Сродни часто упоминаемых походов к стоматологу. Мы стараемся посещать нашего стоматолога хотя бы один раз в шесть месяцев, чтобы предотвратить негативные последствия различных разрушительных воздействий, а порой нашего бездействия. И в такой ситуации мы имеем четкий прогноз относительно необходимых действий, работоспособности, методов лечения и профилактики. В случае, если наш культурный уровень не предполагает регулярные профилактические действия, мы протезируем весь рот.

Поэтому именно управленческая культура, как понятие почти полностью отсутствующее в российской действительности, лежит в основе эффективности менеджеров. Она, и привычка к регулярным действиям, труду позволяет вовремя сориентироваться в быстро изменяющихся условиях действительности.

Для первоначальных действий по анализу эффективности действующей модели был сформулирован простой подход (Александр Остервальдер (Alexander Osterwalder) и Ив Пинье (Yves Pigneur) в соавторстве с 470 практиками из 45 стран в книге «Business Model Generation»), описывающий основные элементы бизнес-модели.

Основными элементами стали:

  1. собственно способ, которым компания зарабатывает деньги
  2. продукт или услуга компании
  3. покупатели, клиенты
  4. инфраструктура, ресурсы

И сразу понятно, что бизнес-модель при таком подходе —  целостная картина того, что собой представляет бизнес, она отражает взаимосвязи его наиболее критических структурных элементов, которые, в свою очередь, определяют его уникальность, конкурентоспособность и успех.

То есть на стыке этих элементов рождается идея бизнеса и там же она и живет. То, насколько эта идея будет эффективна, зависит от усилий, которые собственник и команда предпринимают не только на фазе создания компании, но и в процессе ее жизнедеятельности.

Конечно же для полного представления о функционировании системы, данных четырех элементов, недостаточно. Однако, для проведения первичной оценки эффективности деятельности компании, ДА. Один из интересных вариантов проведения подобного анализа- это проведение SWOT-анализа в части слабых и сильных сторон компании в отношении данных четырех элементов.

Author Светлана Новикова

Эксперт в построении и оптимизации бизнес-моделей.

More posts by Светлана Новикова