Руководитель организации в течение дня принимает сотни управленческих решений. Некоторые из них настолько сложны и ответственны, что для правильного выбора необходима обратная связь, профессиональный совет. Российский руководитель привык во всем полагаться только на себя, хотя в современных условиях появились возможности получения профессиональной помощи извне. Решением данных вопросов занимается отдельное направление деятельности – управленческий консалтинг.

«Менеджмент-консалтинг заключается в предоставлении независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем и/или возможностей, рекомендацию соответствующих мер и помощь в их реализации»

Что можно ожидать от управленческого консультирования?

Во-первых, консультанты с большим опытом работы, проходят через многие организации и учатся использовать приобретенный опыт, оказывая помощь новым и старым клиентам в различных ситуациях. Следовательно, они умеют распознавать и общие тенденции, и стандартные повторяющие, и уникальные новые причины проблем.

Во-вторых, профессиональные консультанты постоянно следят за литературой по проблемам управления и за развитием теорий, методов и систем управления, а также за ситуацией на рынке. Таким образом, они действуют как связующее звено между теорией и практикой управления.

В-третьих, консультанты в основном, советники и не обладают непосредственной властью принимать решения об изменениях и претворять их в жизнь. Консультанты отвечают за качество и законченность совета. Клиенты несут всю ответственность, которая проистекает из принятия совета.

И в-четвертых, консультирование – это независимая служба. Консультант оценивает любую ситуацию, предлагает объективные рекомендации относительно того, что надо делать клиенту, не задумываясь о том, как это могло бы повлиять на его собственные интересы, потому что обладает независимостью: финансовой, административной, политической, эмоциональной.

Конечной целью консультирования является помощь клиенту осуществить прогрессивные изменения в его организации. Основной задачей консалтинга является выявление и нахождение путей решения имеющихся проблем. Консалтинговые услуги осуществляются как в форме разовых консультаций, так и в форме консалтинговых проектов.

Принятие решения относительно целесообразности привлечения консультантов для решения проблем или поиска возможностей организации, является результатом двустороннего процесса: с одной стороны — осознание клиентом наличия проблемы, вопросов как таковых, с другой — формирование у менеджера желания поручить разработку решения проблемы консультантам.

Очень часто к консультантам обращаются, когда руководитель и команда управленцев хотят получить ответы на вопросы «зачем?», «с какой целью?», «что дальше?», «каким образом?» и т.д., если они не нашли решения с помощью внутренних ресурсов.

Для консультанта в данном случае главное – не спешить с ответом. Так как за каждым таким вопросом стоит ситуация не среднестатистической компании, где могли бы быть уместны ответы из учебников по менеджменту. Эти ситуации всегда уникальны, обусловлены большим количеством факторов, среди которых и сложившаяся культура в организации, и методы руководства, личность руководителя, особенности персонала. Чтобы дать профессиональный ответ, консультант  должен «проникнуть» в особенности компании. Залогом того, что работа с консультантом для организации будет эффективной, является то, что заказчику нужно очень хорошо продумать вопрос (иногда уже на этой стадии помощь консультанта  неоценима и дает возможность «продвинуться» в решении проблем и поиска возможностей), а также  совместно с консультантом определить,  какого результата необходимо достичь.

Ключевым в оказании консалтинговых услуг является слово «совместно». Ни одно самое удачное решение, ни один совет не будет воспринят и внедрен в практику, если в его разработке не участвовали представители компании, если выработанные решения не получают абсолютную поддержку и выраженный стимул продвигать их в практику со стороны руководителей. Идеологическая поддержка со стороны руководителя, эмоциональный стимул для сотрудников имеют решающее значение при внедрении выработанных решений  в практику.

Поэтому для достижения максимальной эффективности при выполнении консалтинговых проектов создается команда проекта из сотрудников компании, в состав которой входят эксперты в различных предметных областях и менеджеры, управляющие ходом проекта. При принятии решений, диагностике проблем и выработке рекомендаций широко применяются методы организации коллективной работы команды проекта. Степень вовлеченности персонала, регулярная деятельность руководителя по внедрению изменений является залогом успеха и эффективности проекта.

Консалтинговый проект может занимать от нескольких дней до нескольких месяцев. При решении проблем применяется комплексный подход, при котором учитывается взаимосвязь различных аспектов деятельности предприятия. Очень часто уже на стадии консалтинговой диагностики и постановки задач руководитель получает решение некоторых локальных проблем, а самое главное в большинстве случаев происходит переосмысление стратегических элементов управления, взгляд на организацию по другим углом открывает и новые перспективы, и возможности для принятия решений.

Эффективность консалтингового проекта определяется через отношение полученного результата к затратам на его реализацию. Последовательное и уверенное внедрение изменений приводит к требуемому результату. Иногда это эволюционные, а не революционные перемены – и всегда прогресс!

 

Светлана Новикова
Директор компании «STD Consulting»

«Ярославский бизнес журнал», № 10, 2009.

Author Светлана Новикова

Эксперт в построении и оптимизации бизнес-моделей.

More posts by Светлана Новикова