Аутсорсинг — это организационное решение, передача стороннему подрядчику некоторых бизнес-функций или частей бизнес-процесса организации. Сущность аутсорсинга заключается в распределении функций системы в соответствии с принципом: «оставляю себе только то, что могу делать лучше других, передаю внешнему исполнителю то, что он делает лучше других».

Для многих западных компаний аутсорсинг является вполне стандартной формой организации труда. Отечественные собственники очень осторожны в привлечении новых форм работы. Вот некоторые причины, по которым компании прибегают к аутсорсингу:

  • возрастающее усложнение бизнес-процессов;
  • стремление получить максимальное качество выполнения бизнес-функций, но при этом сократить собственные издержки;
  • возможность высвободить ресурсы и сосредоточиться на основной деятельности компании.

К числу преимуществ, получаемых от аутсорсинга, можно отнести снижение себестоимости функций, передаваемых аутсорсеру. Последний, как правило, осуществляет выполнение порученных ему функций дешевле вследствие специализации в узкой предметной области и благодаря эффекту масштаба, достигаемого при выполнении однотипных операций одновременно для множества клиентов. Еще одним позитивным следствием специализации является повышение качества и надежности выполнения переданных на аутсорсинг функций, так как при решении сходных задач компании-аутсорсеры уже накопили большой опыт и могут использовать новейшие технологии и высококвалифицированный персонал. Аутсорсинг дает также возможность привлечь сотрудников заказчика, обслуживавших ранее выполнение делегированной аутсорсеру функции, которые хорошо знают специфику своей компании.

Кроме того, чрезвычайно важно усиление концентрации внутрикорпоративного внимания на основных целях компании путем делегирования второстепенных функций аутсорсерам, что дает самой компании возможность сфокусироваться на удовлетворении потребностей клиентов и развитии технологий.

Однако нужно учитывать, что при передаче на аутсорсинг сразу нескольких важных функций возникает реальный риск утечки информации и появления нового конкурента, использующего опыт и знания компании, заказывавшей аутсорсинг. Снизить этот риск можно, выбрав в качестве партнеров-аутсорсеров, компании отлично зарекомендовавшие себя на рынке услуг, и грамотно заключить с ними контракты с фиксацией всех необходимых условий.

Помимо перечисленных недостатков возможно и увеличение издержек при передаче второстепенных функций как расплата за стремление сосредоточиться на основной деятельности, и даже снижение качества при недобросовестности аутсорсера.

Для получения успешного опыта аутсорсинга необходимы четкое осознание выгоды и необходимости такого шага, психологическая и материальная готовность к дополнительным расходам, которые обязательно последуют вслед за передачей бизнес-процесса на сторону. Как и в случае с лечением скрытой болезни, прежде чем наступит улучшение будет довольно тяжело – необходимые связи не будут функционировать как того требует ситуация, понадобятся усилия для перераспределения и описания полномочий руководителей, будут совершаться новые затраты на техническое перевооружение, особенно на средства коммуникации, и т.д. Произойдет много других малоприятных событий прежде, чем все начнет работать правильно и приносить прибыль. Поэтому договора аутсорсинга бизнес-процессов заключаются долгосрочно — на годы, а не разовые, как на услуги функционального аутсорсинга. Как правило на аутсорсинг бизнес-процессов решаются те предприниматели, которые хотят перейти из низшей в среднюю, а то и в высшую лигу, снять с себя и своего дела печать малого бизнеса.

Можно с уверенностью сказать, что аутсорсинг  уверенно входит в повседневную жизнь российских компаний.

 

Светлана Новикова
Директор компании «STD Consulting»

Журнал «Элитный квартал», № 11, 2007.

Author Светлана Новикова

Эксперт в построении и оптимизации бизнес-моделей.

More posts by Светлана Новикова